Как и всякий человек, занятый в образовании и тратящий на него все свои душевные силы, я постоянно испытываю неловкость в момент, когда в малознакомом обществе наше образование по традиции начинают все ругать, говоря о его деградации. Получается, что я сам причастен к этому разрушению образования.
«Вот раньше наше образование было замечательным, нынешние-то дети не чета нам – совсем малограмотные», - говорит один из собеседников. Он, конечно, прав: уровень российского образования объективно снижается. Об этом свидетельствуют результаты международных исследований Pisa, да и вузовские педагоги бьют тревогу. Немудрено, ведь образование на долгие 20 лет оставили умирать без всякого финансирования. Но если действительно советское образование было таким хорошим, почему же тогда наша интеллигенция так тяжело приспосабливалась к новому стилю жизни «при капитализме», о котором всю свою жизнь и мечтала? Почему так много замечательно образованных людей спилось в годы перестройки и после, не найдя себе лучшего применения? Почему подавляющее большинство так и не нашло себе достойного занятия, которое бы позволило успешно жить и кормить своих детей? К сожалению, нет готовых ответов на эти вопросы.
«Современные дети, может быть, и не знают классики, но посмотрите, как они легко найдут информацию в Интернете, настроят телефон», - скажет другой собеседник. И тоже будет прав. Мы гордимся своими знаниями, которые все помним наизусть до сих пор. Но ведь мы просто вынуждены это делать, так как найти быстро эту информацию в своем телефоне (как это умеют современные дети), вися на поручне автобуса в часы пик, нам просто не по зубам. Подрастающее поколение не утруждает себя запоминанием, зато оно с детства «живет» в компьютере, где можно найти любую информацию, к сожалению, пока большей частью не очень нужную и полезную. Но ведь это наше поколение позволило именно такую информацию там разместить!
Федеральный государственный стандарт, который в сентябре 2011 года придет в первые классы наших школ, нацелен прежде всего на коренную смену целей образования: вместо усвоения ВСЕХ необходимых знаний он предлагает научиться их САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ. «Если в одном месте прибудет, значит, в другом убудет», - на это обращал внимание еще великий Ломоносов. Очевидно, что дети, закончившие такую школу, будут меньше знать, хотя и больше уметь.
Готовы ли мы к этому?
Разрушит ли новый стандарт основы великого советского образования или, наоборот, создаст основу будущего могущества России?
Предлагаю обсудить на форуме эту тему, которая определит будущее наших детей и внуков и, в конечном итоге, всей нашей страны.
Вице-президент Образовательной системы «Школа 2100», автор учебников для начальной и основной школы Александр Александрович Вахрушев
«Вот раньше наше образование было замечательным, нынешние-то дети не чета нам – совсем малограмотные», - говорит один из собеседников. Он, конечно, прав: уровень российского образования объективно снижается. Об этом свидетельствуют результаты международных исследований Pisa, да и вузовские педагоги бьют тревогу. Немудрено, ведь образование на долгие 20 лет оставили умирать без всякого финансирования. Но если действительно советское образование было таким хорошим, почему же тогда наша интеллигенция так тяжело приспосабливалась к новому стилю жизни «при капитализме», о котором всю свою жизнь и мечтала? Почему так много замечательно образованных людей спилось в годы перестройки и после, не найдя себе лучшего применения? Почему подавляющее большинство так и не нашло себе достойного занятия, которое бы позволило успешно жить и кормить своих детей? К сожалению, нет готовых ответов на эти вопросы.
«Современные дети, может быть, и не знают классики, но посмотрите, как они легко найдут информацию в Интернете, настроят телефон», - скажет другой собеседник. И тоже будет прав. Мы гордимся своими знаниями, которые все помним наизусть до сих пор. Но ведь мы просто вынуждены это делать, так как найти быстро эту информацию в своем телефоне (как это умеют современные дети), вися на поручне автобуса в часы пик, нам просто не по зубам. Подрастающее поколение не утруждает себя запоминанием, зато оно с детства «живет» в компьютере, где можно найти любую информацию, к сожалению, пока большей частью не очень нужную и полезную. Но ведь это наше поколение позволило именно такую информацию там разместить!
Федеральный государственный стандарт, который в сентябре 2011 года придет в первые классы наших школ, нацелен прежде всего на коренную смену целей образования: вместо усвоения ВСЕХ необходимых знаний он предлагает научиться их САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ. «Если в одном месте прибудет, значит, в другом убудет», - на это обращал внимание еще великий Ломоносов. Очевидно, что дети, закончившие такую школу, будут меньше знать, хотя и больше уметь.
Готовы ли мы к этому?
Разрушит ли новый стандарт основы великого советского образования или, наоборот, создаст основу будущего могущества России?
Предлагаю обсудить на форуме эту тему, которая определит будущее наших детей и внуков и, в конечном итоге, всей нашей страны.
Вице-президент Образовательной системы «Школа 2100», автор учебников для начальной и основной школы Александр Александрович Вахрушев