www.school2100.ru/school2100/preemstvennost/technology-of-organization/implementation-of-the-gef/index.php


3.7. Реализация ФГОС через внеклассные мероприятия

Абрамовская Нина Вячеславовна

Учитель географии высшей категории МАОУ СОШ № 17

г. Славянска-на-Кубани, Краснодарского края

Реализация ФГОС через внеклассные мероприятия

В течение последних трёх лет я работаю в 5-6 классах по образовательной системе «Школа 2100». Главной идеей этой концепции является преемственность начальной и основной школы в овладении основами географических знаний.

В пятых и шестых классах используется материал, уже изученный учащимися в начальной школе по предмету «Окружающий мир».

Очень важная составляющая географического образования учащихся - это знание карты и умение ее читать. Впервые ребята знакомятся с картой и глобусом во 2-ом классе при изучении темы «Наша планета Земля». Они учатся находить и показывать на карте части света, материки и океаны, а также равнины, горы, реки, озера и моря.

В 3-ем классе ребята изучают тему «Обитатели Земли». Они учатся классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам.

В 4-ом классе при изучении темы «Человек и природа» учащиеся получают первые сведения о происхождении человека и изготовлении им орудий труда. Изучая предмет «Окружающий мир», ребята научились бережно относиться к природе.

Географические знания учащихся, полученные в начальной школе, в 5-6 классах расширяются и углубляются.

Для меня важно продолжить формирование географических умений и навыков у ребят, полученных ими на уроках в начальной школе. С этой целью я использую разнообразные формы обучения, в том числе и игровые, учитывая возрастные особенности детей.

Игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, развивая интерес не только к игре, но и к самому учебному предмету. Игра стимулирует самые разнообразные способности учащихся: умение общаться, высказывать свое мнение, размышлять и анализировать. Коллективные игры объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам. Успешность проведения игры целиком зависит от преподавателя. Педагог должен организовать творческую игру учащихся, умело ввести их в неё, заинтересовать ею школьников.

В своей педагогической практике я часто использую нетрадиционные формы уроков: урок-соревнование, урок-КВН, урок-конкурс, а также внеклассные мероприятия: географический концерт, вечер–путешествие, «Счастливый случай» и «Звездный час, который я хочу предложить вашему вниманию.

Интеллектуальная игра «Звездный час» для учеников 6-го класса.

На игру в качестве гостей приглашаются учащиеся начальной школы, а родители шестиклассников – в качестве участников игры.

Цель данного мероприятия: сформировать универсальные учебные действия; активизировать творческие и познавательные способности учащихся; выявить талантливых учеников, ориентированных на углубленное изучение географии; научить детей общаться, организовывать свою деятельность, высказывать свое мнение; дать возможность учащимся проявить смекалку и эрудицию в интеллектуальных соревнованиях, расширить кругозор; воспитать решительность и уверенность в своих силах, а также укрепить взаимопонимание между детьми и их родителями.

Правила игры: игра состоит из 7 конкурсов, в которых принимают участие 2 команды шестиклассников и их родители. За правильный ответ каждая команда получает балл (звезду). При подсчете учитываются «звезды», заработанные родителями учащихся. По количеству полученных «звезд» подводятся итоги игры.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, таблички с цифрами для ответов.

В игре «Звездный час» участвуют 2 команды: «Меридиан» и «Параллель».

Конкурс 1. «Географическое лото»

Цель: Расширить и углубить знания о географической оболочке Земли. Развить скорость мышления.

1. В каком океане находится Мексиканский залив?

2. На каком материке протянулись горы Анды?

3. Какая самая большая пустыня мира?

4. В какой стране находится Крымский полуостров?

5. Назовите самый большой остров мира.

6. Какое самое крупное животное на Земле?

Конкурс 2. « Мировой океан»

Цель: расширить знание о Мировом океане, формировать и закреплять навыки внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

Задание 1: расположите океаны в порядке увеличения глубины

Тихий Индийский Сев. Ледовитый Атлантический

Задание 2: сколько граммов соли можно получить из 1 тонны черноморской воды, если ее соленость 18 промилле? Во сколько раз меньше, чем 1 т воды Красного моря? (Ответ: из воды Красного моря 42:18=2,3 раза больше, чем из воды Черного моря.)

Конкурс 3. «Русские поэты о родной природе»

Цель: осуществить межпредметную связь географии с литературой; расширить знания учащихся о реках; формировать экологическую культуру детей.

Задание 1:о какой реке написаны стихи А. Твардовского? Показать ее на карте.

Семь тысяч рек, ни в чем не равных,

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных,

Текущих вдаль-семь тысяч рек.

Она со всех концов собрала-

Больших и малых до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной. (Ответ: Волга)

Задание 2: поэт И. Кокарев посвятил ей стихи:

Тебе, кипучее начало

Дано вершинами Саян.

Недаром гордо, величаво

Ты мчишься в грозный океан. (Ответ: Енисей)

( Показать ее на карте)

Задание 3: какой реке посвятил эти строки поэт И.И. Молчанов-Сибирский:

Коварная, лихая, сумасбродная,

Родная дочь Байкала-старика,

Ты по тайге меж гор течешь свободная,

Могучая сибирская река. (Ответ: Ангара)

( Показать ее на карте)

Конкурс 4. «Реши проблему»

Цель: развивать умение принимать собственное решение относительно раскрытия проблемных вопросов, умение советоваться с товарищами по команде.

Задание 1. Представьте себе, что вы руководитель экспедиции на Северный полюс. Сколько человек должно быть в команде? Какое оборудование и какие продукты питания вы возьмете с собой? В какую одежду должны быть одеты члены экспедиции? Ваше решение?

Задание 2.Ситуация: вы потерпели кораблекрушение. Попали на необитаемый остров. Ваши действия?

Конкурс 5. «Подумай и ответь»

Цель: формировать умение проявлять свою позицию и умение выслушивать других участников команды, развивать логическое мышление.

Задание 1. Расшифруйте эту схему. (Каждая команда получает задание со схемой)

Определите, какой материк больше - первый или второй? Какой океан глубже – первый или третий? Что находится в центре второго океана? Кто первый проплыл через этот пролив?

Конкурс 6. «Третий лишний»

Цель: пробуждать в детях желание познавать окружающий мир; учиться применять знания, приобретенные на уроках географии.

Задание: в каждой строке найти «лишнее» слово.

1)Нил, Амазонка, Джомолунгма

2)Байкал, Эверест, Эльбрус

3)Волга, Енисей, Конго

4)Альпы, Урал, Енисей

Конкурс 7. «Художник»

Цель: развивать умение учащихся принимать участие в дискуссиях, воспитывать уважение к взглядам других людей, развивать фантазию и экологическое мышление.

Задание 1. Нарисуйте ограничительные знаки, призывающие поддерживать чистоту в нашем городе.

Учитель: Пока участники команд рисуют, я хочу выяснить, насколько хорошо зрители знают пословицы и загадки о природе (задания для учащихся начальной школы).

Конкурс болельщиков.

1) Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает – когда это бывает?

2) Пустые поля, мокнет земля, дождь поливает – когда это бывает?

3) Снег выпадает, река замерзает, метель гуляет – когда это бывает?

4) Тает снежок, оживает лужок, день прибывает – когда это бывает?

5) Исключительно в Африке живет животное:

а) слон; б) зебра; в) волк.

6) Назовите прибор для изучения метеорологических явлений:

а) мензурка; б) барометр; в) линейка.

7) Гроза, ливень, град, землетрясение, вулканизм принадлежат к явлениям:

а) географическим; б) биологическим; в) химическим.

8) Если вы стоите лицом на север, то по правую сторону от вас будет:

а) юг; б) восток; в) запад.

9) Какие горы находятся в Краснодарском крае:

а) Урал; б) Кавказ; в) Алтай.

10) После отдыха в лесу пластиковый мусор следует:

а) закопать; б) сжечь; в) собрать и отнести в мусорный бак.

За правильные ответы зрители – участники получают призы.

По итогам всех заданий игры подсчитываются баллы (звезды) и определяется команда-победитель.

В течение всей игры ребята проявили интерес к конкурсам: «Географическое лото», «Мировой океан», «Реши проблему», в которых они показали свои знания по географии. Наибольший интерес вызвал конкурс «Художник», в котором приняли активное участие слабоуспевающие ребята. Они проявили свою фантазию и находчивость. Затруднение вызвал конкурс «Подумай и ответь», где от учеников требовалось знание карты и логическое мышление. Над формированием этих умений и навыков у учащихся я буду работать в дальнейшем, используяинтегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100».

Литература:

1. Кошевой В.А., Душина И.В., Лобжанидзе А.А. Мир Земли. Учебник по географии для 6-го класса общеобразовательной школы / Под ред. В.А. Кошевого. – М.: Баласс, 2005

2. Географический атлас для 6-го класса. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006

3. В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы. –

3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

4. В.А. Андреева. Предметная неделя географии в школе. – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

5. Вера Надеждина. 500 игр и заданий для чудо - воспитания. - Минск: Харвест, 2008.



Образовательная система «Школа 2100» www.school2100.ru