Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календаре ...  Выбрать дату в календаре

Страницы: 1
Жалобы родителей на программу, Недостатки, ляпы, несуразности, дурость...
Цитата
Олеся Стальцова пишет:
Спасибо за разъяснения, Александр. Но я все-таки хочу получить пояснения по поводу контрольных работ к учебнику. Меня, в большей степени, нежели сам учебник, вводят в негодование именно контрольные/проверочные работы и "ляпы" в них.


Уважаемая Олеся!
Общий принцип, который мы старались соблюдать таков: задания необходимого уровня должны быть простые и доступные всем, повышенный (на то и название) могут быть хитрые, то есть требовать соображений, ответов на них может не быть. Максимальный же уровень предусмотрен не для нормальных детей, а для вундеркиндов.
Еще следует понимать, что проверочные учитель использует по своему усмотрению и может включать то или иное задание или не включать (они не обязательны). Но уж и мы, авторы, имеем право спросить в них более хитрый вопрос. А вот в контрольных стараемся оставлять лишь самое главное, что должен запомнить ребёнок. Поэтому переписать контрольную можно один раз. В тематическом планировании отводятся специальные часы на контрольную, работу над ошибками и её переписывание один раз.

Если мы вместе с родителями "ловим" задание, которое требует более хитрого подхода, то мы его стараемся в последующих изданиях или изменить или повысить его уровень. Просто авторы контрольных очень часто рады изобретению любого нового хитрого задания и старались его вставить даже там, где нужно было нудно повторить простое (скучно им просто было, их тоже можно понять). Но исправлять надо жестко, тут Вы правы. Поэтому мы очень благодарны родителям, которые находят "ляпы" и предлагают задание изменить. Буду рад получить и от Вас такой новогодний подарок.

Мы в "Школе 2100" предлагаем использовать технологию оценивания уже во 2-ом классе. В этом случае каждый ученик, выполнивший задание, учится оценивать себя по следующему алгоритму (он помещён в каждом учебнике, контрольной, нашем дневнике и т.п.
1 шаг. В чем заключалось задание? Какая была цель?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?
5 шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?
6 шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?

Если следовать этой технологии (а она бывает после получения отметки и за контрольные работы, это по сути обязательная апелляция), то каждый ребёнок наконец понимает, что от него хотят, каковы требования учителя. Дети перестают бояться отрицательной отметки, ведь он сам себе её ставит. А заодно выполняются и обязательные требования стандарта: каждый ученик должен знать, за какое умение его оценивают, на каком уровне, он должен уметь сам себя оценивать.

Короче, жду конкретных вопросов. Буду рад на них ответить.


Вахрушев Александр
Жалобы родителей на программу, Недостатки, ляпы, несуразности, дурость...
QUOTE]Олеся Стальцова пишет:
Я-то все это знаю и помню, но изучала это в более старшем возрасте! в 6-7 классе то, что детям запихивают в головы во 2-ом! Зачем?! Они еще не готовы к этому психологически!
Здесь просто расписан весь урок, правильно Вы сказали. Но это для учителя, который уже взрослый, познал мир, учился по другим учебникам и получил знания! Как можно отвечать на вопросы без знаний? Этот учебник - не учебник, а конспект! [/QUOTE]

Уважаемая Олеся!
Вы высказываете две главные претензии к нашему учебнику (учебник - краткий конспект основной школы, задания не могут быть без знаний). Ещё раз постараюсь объяснить наши замыслы и резоны при его написании. Мы же не случайно так действовали, а старались создать современный учебник.

Во-первых, хочу обратить внимание на тот факт, что современная школа потеряла монополию на информацию. Раньше ребёнок получал опыт реального непосредственного общения с окружающим миром в начальной школе, а школа основная давала всю картину окружающего мира и делала это в возрасте, когда это наиболее резонно - т.е. в 5-7 классе (а уж с 8-го били гормоны и было не до учёбы, перерыв до 10-11 класса). Теперь к сожалению все психологи отмечают, что доля информации, полученной в школе, падает с каждым годом. Школа потеряла монополию на знания (это распространённый заголовок). В качестве главного отличия современных детей учителя называют информированность. Дети уже обо всем слышали из телевизора и компьютера. Конечно в голове у них нет порядка, поэтому им нужны не столько новые знания, сколько система (связь знаний из разных областей).

Именно эти особенности современных детей, а не злой умысел, заставляет нас включать в начальной школе в содержимое учебников то, о чём многие из них слышали. "Конспективность" - это по-видимому наша попытка излагать это проще и кратко. Действительно степени подробности основной школы мы не можем себе позволить. Да у нас и нет желания научить, есть желание познакомить, пояснить а не объяснить. Обо всём этом ребята ещё узнают в 5-9 классах.

Во-вторых, главное умение современного человека - переучиваться всю жизнь. Наша советская школа благодаря математике и естественным наукам научила нас решать задачи, но необходимых для современной карьеры знаний и умений (компьютер и английский язык) не дала почти никому (в отличие от жителей России ученики обычных, а не элитных школ во всей Европе в совершенстве знают английский, это видно по их продавцам и официантам). Так что если уж раньше учителя не смогли предсказать знания, нужные будущему поколению, то теперь это и подавно трудно сделать. Единственное, что нас спасёт на наш взгляд - умение учиться, то есть решать постоянно легкие и более сложные проблемы. Вот мы и включили в содержание учебника задачи, при которых приходится детям не только и не столько знать, сколько соображать. Но точно такие же задачи по математике мы с Вами всю жизнь решали. А вот в учебниках окружающего мира задач не было, а был пересказ знаний. Так что я стараюсь Вас убедить, что задания нашего окружающего мира не отличаются качественно от обычных математических задач (там тоже в учебнике не удаётся найти типовой правильный ответ).

Но конечно нам и во сне не могло привидеться, чтобы дети вместе с родителями часами напролёт повторяли и дополняли наши краткие параграфы.
Во-первых я сторонник того, чтобы домашние задания делали дети сами. Когда Вы говорите, что они не могут справиться, мне кажется Вы имеете в виду, что под контролем взрослых они ищут в Интернете и всюду ещё правильный ответ. А нужно искать логичный ответ, потому что задача - научить соображать, не искажая лишь минимум, который они должны знать (в рамке с выводом). Всё остальное - пусть делают предположения, пусть фантазируют в рамках. Но строгие взрослые привыкли, что есть только один правильный ответ. Мне кажется, что часто именно взрослые создают проблемы. По крайней мере успешные учителя, по которым дети прекрасно работают по нашему учебнику, как правило не перекладывают все проблемы на родителей. А если учителю не нравится учебник, он будет невольно стараться переводить его изучение на плечи родителей. Но родители учились не так и им очень трудно позволить ребёнку просто рассуждать. Вот и требуется больше информации, вот и получается конспект, если взять за эталон материал 5-9 класса.

Вообще мы авторы Школа 2100 раньше жили гораздо проще, так как нас выбирали только те учителя, которым близки были наши идеи (вот как Валентина Староверова). Когда начался новый стандарт и был провозглашён новый результат (уметь учиться вместо знать), наши учебники оказались готовы к этому (посмотрите плашки с деятельностью внутри параграфов, цвет заданий и т.п.). И на них впервые для нас стали переходить не те учителя, которые нас выбрали, а те, которых завучи заставили. Это очень хорошие учителя, но они привыкли добиваться, чтобы всё, что написано в учебнике, было понято и выучено. И они попали в патовую ситуацию, ибо материала мало, а для полноценного решения задач с единственно верным ответом так вообще недостаточно. Именно такие учителя и пытаются использовать наш инструмент не по назначению. Мы надеялись, что ребёнок познакомится и обязательно запомнит только то, что в рамке, а при желании и возможностях (если он об этом слышал и думал) может разобраться и в чём-то другом. Вместо этого поставлена задача овладеть содержанием основной школы. Вот и получается перегрузка. Но мы же нигде не писали, что надо работать по-старому, как учились мы. Мы. наоборот, везде писали, что нужно работать иначе.

Признаю, плохо писали, плохо настаивали.
Признаю, можно было все равно осуществить свою задумку лучше.
Спасибо за критику.
А.А. Вахрушев
Жалобы родителей на программу, Недостатки, ляпы, несуразности, дурость...
Уважаемая Олеся!
Согласен с Вами, что именно во 2-ом классе детям становится очень трудно работать по Окружающему миру. Это не случайно, так как в первом классе ребята изучают окружающий мир вокруг себя и опираются на свой непосредственный опыт, а во втором классе начинают "раскладывать по полочкам" виртуальный опыт, полученный из телевизора и компьютера. Первое универсальное средство упорядочивания, которое мы предлагаем во втором классе - географическая карта, а первый вопрос, позволяющий хоть как-то систематизировать этот виртуальный опыт - где произошло событие, которое мы видим, например, в телевизоре. В результате в голове ребёнка должна появиться мысленная карта, в которой в разных её местах хранятся все различные впечатления.
При этом мы взяли за основу главную идею советского образования - целостный взгляд на мир (именно отсюда все связи между темами, например, прямые и косые лучи и их влияние на смену времен года, распределение тепла и природных зон по планете и т.п.) А вот второе главное отличие советской системы - акцент на прочные знания - мы изменили в сторону умений решать нетривиальные продуктивные задачи. Именно они Вас и мучают и кажутся непонятными. Но мы твёрдо уверены, что только с помощью таких заданий можно подготовить человека к будущему, ведь никто не знает, какие знания пригодятся, а какие потребуются новые. Обращаю внимание, что в математике и русском все задания устроены также как у нас (заранее ответа на задачу в учебнике нет, приходится изобретать способ преобразования изложенного материала для решения задачи), но все привыкли размышлять на уроках математики, поэтому такие задания считаются нормальными. А вот на всех предметах, связанных с окружающим миром, таких как история, биология и т.п. принято просто воспроизводить (пересказывать) параграф.
Мы просто перенесли стиль заданий из математики, вот и всё задуманные нами отличия нашего учебника. Поскольку такой подход непривычен, то вполне отдаю себе отчёт, что в одних случаях наш опыт первопроходцев был удачнее, чем в других. Мы не собираемся останавливаться и переделываем свои учебники. В этом смысле Ваш собирательный опыт и оценка успешности учебников для каждого класса очень для нас важен. Спасибо за критику, про необходимость дальнейшего упрощения учебника 2-го класса я Ваше мнение понял.

Приведу ещё несколько доводов в пользу того, что учебники по всем предметам должны выглядеть как учебники математики (например, в наших учебниках для основной школы по биологии дети выбирают задания из множества задач в задачнике).

Мир меняется очень быстро, поэтому запоминать знания (как нас учили во времена СССР сейчас не получится).
Пример 1: как назывались в СССР люди, которые за 1 руб. покупали и за 2 руб. продавали? - спекулянты. Где было их место? - в тюрьме. Как теперь называются такие люди? - предприниматели. Где теперь им место? - в Думе. Кто их туда выбрал? - ...
Пример 2. Очень скоро наши телефоны (компьютеры) будут в состоянии искать ответ на вопрос учителя быстрее, чем листать учебник. Но уверен, что ученики получат от Интернета не ответ на свой вопрос, а информацию для ответа. Им придется превращать неадаптированный текст в свой собственный продукт - ответ на творческий вопрос. Вот мы и мучаем наших детей подобными заданиями, чтобы они в жизни потом легко с этим справлялись.
Спасибо огромное Валентине Староверовой. Ради таких учителей мы и писали свои учебники.

P\S Вы меня обижаете, подозревая что я при анализе успешности учебника ссылаюсь на контрольные своего собственного изготовления. Речь идёт о контрольных работах в разных городах, разрабатываемых местными методистами (в Ростове-на-Дону, например, они были разными в каждом из районов города) для проверки обученности по всем учебникам. В этом-то и фокус, что более 100 вариантов контрольных по всей стране я при всём уважении знать не мог. Это обычная независимая проверка. Но ещё раз повторюсь, поскольку мы усложняем учебник окружающего мира до уровня математики, то в этих результатах главная доля труда учителей и родителей.
С уважением, Вахрушев А.А.
Жалобы родителей на программу, Недостатки, ляпы, несуразности, дурость...
Уважаемая Анна!
Вы обратили внимание на типично олимпиадную задачу про полушария, которая относится к максимальному уровню и даже не в контрольных, а в проверочных работах (рекомендации учителям использовать по своему усмотрению). Ответ на такие задачи не может быть один, а зависит от аргументации. Можно (как предлагает Ю.И.) аргументировать, что одновременно шар нельзя разрезать плоскостями симметрии больше чем на две части (хотя с математической точки зрения это легко сделать), а можно найти Антарктиду (Зап, Вост, Юж) или Южную Америку (Сев, Юж, Зап), можно и Евразию. Вы правы, что Африка расположена в 4-х полушариях.

Наш комплект в рабочих тетрадях, проверочных и контрольных работах включает как простые задания необходимого уровня, так и очень сложные. Причём в контрольных (обязательных для всех) простых заданий должно быть больше. Но в любом случае его не следует использовать полностью.

Провальность или успешность учебника можно мерить разными способами. Что могу сказать точно, что по результатам контрольных, проводимых в 10-х городов в конце 4 класса, наш учебник обычно показывает лучшие результаты.
Причем, лучше по всем вопросам, так что дело в умении соображать, а не в знаниях. (см, например, http://www.school2100.ru/school2100/news/element/8487?sphrase_id=1815066)

Конечно, можно использовать любые контрольные работы по усмотрению учителя. Но в любом случае нецелесообразно требовать выполнять задания максимального уровня, т.к. они могут у вполне обычного ребёнка вызвать заниженную самооценку.
А ВСЕ контрольные мы требуем проводить с атласом в конце учебника (см. методические рекомендации).
С уважением, Вахрушев А.А.
Жалобы родителей на программу, Недостатки, ляпы, несуразности, дурость...
Уважаемая Анна!
Мы в большинстве предметов оцениваем следующим образом:
базовый уровень - 4 при правильном ответе и 3 при частично неверном, повышенный уровень - 5 при правильном ответе и 4 (или 4+) при частично неверном (в зависимости от ошибок), максимальный уровень оценивается как две пятёрки.
Теперь о полушариях.
В США был проведён опыт: одно и то же задание было дано трижды одним и тем же детям в количестве 1500 человек с интервалом в 5 лет: в дошкольном, младшем и старшем школьном возрасте. Эффективность выполнения одного и того же задания с возрастом падала от 85% в дошкольном до 25 в старшем школьном. Задание было такое: придумать как можно больше способов использования канцелярских скрепок. Авторы этого исследования пришли в ужас: образование настолько канализирует мышление, что человек теряет способность изобретать.
Нам кажется, что задания, подобные поиску материка, расположенного в трех полушариях, могут сохранить фантазию до старшего возраста. Но вы абсолютно правы, что нормальный ученик будет испытывать трудность. А вот уверен, что члены команды "Что? Где? Когда?" справятся с таким заданием легко.
С уважением, Вахрушев А.А.
Жалобы родителей на программу, Недостатки, ляпы, несуразности, дурость...
Уважаемая Юлия!
Главная особенность современных городских детей (а их в России 74%) – преобладание виртуального опыта. Когда я был ребёнком, я много гулял и общался с окружающим миром непосредственно с помощью всех своих органов чувств. Также делали и другие дети. Сегодня, к сожалению, дети общаются не столько с окружающим миром, сколько с компьютером и телевизором, то есть имеют опосредованный чужой виртуальный опыт, используя при этом лишь зрение и слух. Услышав из взрослых передач или взрослых сайтов незнакомые слова, такие как энергия, экология, экватор и т.п., дети хотят сразу же получить ответы на свои вопросы. Подождать нельзя, ведь вопрос уже возник, нужно обязательно найти ответ, чтобы развитие не остановилось. Значит либо взрослые помогут, либо ребёнок придумает ответ на свой вопрос сам.
В этой ситуации на наш взгляд необходимо попытаться навести порядок в представлении детей обо всём окружающем мире, а не только о природе своей малой Родины. Вот откуда Вам кажется, что у нас много всего изучается («В первом по сезонам пробежали, во втором по зонам пролетели»). Но иначе не сформировать целостного взгляда на весь окружающий мир.
Жители села, в отличие от горожан, пока ещё сохраняют возможность непосредственного общения с окружающим миром. Поэтому мне странна ситуация, что они не знают времён года и спящего в берлоге медведя. Это, скорее всего, значит, что они не росли на русских народных сказках. Моя 2-хлетняя внучка, например, спокойно рассказывает по картинке, почему она решила, что это лето или зима, кто спит в берлоге и т.п. (сказок мы читаем много).
При написании своих учебников мы использовали принцип минимакса, который позволяет учителю для детей с задержкой психического развития использовать лишь небольшую часть материала (минимум), а для других детей использовать более значительную часть учебного материала (и минимум и максимум). Минимум выделен в виде рамки с выводом. Если этого не делать и стремиться к изучению и усвоению всего учебного материала, то конечно детям с задержкой психического развития будет трудно. Специальных методических рекомендаций о том, как работать с детьми с задержкой психического развития мы пока не написали. Согласен, что зря.
С уважением, Вахрушев А.А. – автор учебника «Окружающий мир».
Жалобы родителей на программу, Недостатки, ляпы, несуразности, дурость...
Уважаемый Андрей!
Разрешите объяснить Вам причины затруднений Ваших детей и наши резоны в составлении учебника. Но в начале хотелось бы снять некоторое количество недоразумений.
1) На один урок приходится 7 страниц текста.
Привожу данные по объёму в расчёте на 1 урок, используя тематическое планирование для учителя. (см. примерное тематическое планирование http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php#m7)
§ 1. ОБЩИЕ СЛОВА — ПОНЯТИЯ - 4 страницы на 1 урок, таким образом 4 стр./урок.
§ 2. ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ ВСЕ ПРЕДМЕТЫ – 4 страницы на 2 урока или 2 стр./урок.
§ 3. ПРИРОДНЫЕ ЧАСЫ, КАЛЕНДАРЬ И КОМПАС – 4 страницы на 2 урока или 2 стр./урок.
§ 4. ЗЕМЛЯ ИМЕЕТ ФОРМУ ШАРА - 4 страницы на 1 урок, таким образом 4 стр./урок.
§ 5. ГЛОБУС — МОДЕЛЬ ЗЕМЛИ - 4 страницы на 1 урок, таким образом 4 стр./урок.
§ 6. ЗЕМЛЯ В КОСМОСЕ - 4 страницы на 1 урок, таким образом 4 стр./урок.
§ 7. ПРИТЯЖЕНИЕ ЗЕМЛИ - 4 страницы на 1 урок, таким образом 4 стр./урок.
§ 8. СМЕНА ДНЯ И НОЧИ – 4 страницы на 2 урока или 2 стр./урок.
§ 9. СМЕНА ВРЕМЁН ГОДА – 4 страницы на 2 урока или 2 стр./урок.
§ 10. ГДЕ НА ЗЕМЛЕ ТЕПЛЕЕ - 4 страницы на 1 урок, таким образом 4 стр./урок.
§ 11. ПОГОДА И КЛИМАТ – 5 страниц на 2 урока или 2,5 стр./урок.
§ 12. ПЛАН И КАРТА – 6 страниц на 2 урока или 3 стр./урок.
§ 13. ГЛОБУС И КАРТА - 4 страницы на 1 урок, таким образом 4 стр./урок.
§ 14. ЧТО ИЗОБРАЖАЮТ НА КАРТЕ – 4 страницы на 2 урока или 2 стр./урок.
Таким образом, на каждый сравнительно простой урок приходится 2 разворота с преобладанием рисунков (текста мало!), а на сложный урок – 1 разворот. Что касается 7 страниц, то Вы включали сюда ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ и уж совсем для гениев ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ. Но это ведь не для всех и не обязательно: разве этого не следует из названия? Ведь никто же не мешает Вам покупать книги своему ребёнку, даже зная, что всё он не прочтёт.
2) «А на следующем уроке следующая тема. А через урок контрольная по предыдущей теме и плевать что у детей каша в голове».
Если Вы посмотрите на наши учебники 2-го и особенно 3-4 класса, то увидите определённые плашки, указывающие на вид деятельности, с помощью которых мы предлагаем учителю и школьникам работать на уроке. Это элементы нашей технологии проблемного диалога. Во втором классе ученики только учатся так работать, а с 3-го класса начинают это делать на каждом уроке (подробнее об этом см. на сайте http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/)
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА. Так обозначен материал, с помощью которого ученики вместе с учителем формулируют основной вопрос, проблему урока.
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ. Так обозначены вопросы и задания по пройденному материалу, которые необходимо повторить, прежде чем вы приступите к изучению нового.
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ. Так обозначен материал, с помощью которого ученики вместе с учителем ищут решение проблемы – открывают новые для себя знания.
СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ. Так обозначены выводы.
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ. Так обозначены задания, вопросы и задачи, которые требуют применения новых знаний или умений.
Благодаря этой системе:
- ребята получают «не рыбу, а удочку», то есть умение самостоятельно добывать знания, что и требует новый Федеральный государственный образовательный стандарт (в нём это называется не только предметными, но и метапредметными результатами);
- повторяя на каждом уроке самое главное из пройденных тем они формируют в голове целостный взгляд на окружающий мир, ведь им приходится повторять, например, части света и материки во 2-ом классе почти на каждом уроке в течение 2-4 четвертей;
- ученики, руководствуясь пословицей «Тяжело в учении – легко в бою» пишут великолепно контрольные. Результаты детей по окружающему миру, занимающихся по учебникам Образовательной системы «Школа 2100» оказались существенно выше по сравнению с другими учебниками в Москве, Санкт-Петербурге, Чите, Ростове-на-Дону и т.д. (см. например, http://www.school2100.ru/school2100/news/element/8487?sphrase_id=1579074). И это массовая школа, а вовсе не элитная. Не может же быть столько элитных школ!
Это не случайно. Ведь на уроках по учебникам окружающего мира Образовательной системы «Школа 2100» дети пытаются отвечать не только на простые репродуктивные вопросы (ответы есть в учебниках, задания помечены серыми кружочками), но и на вопросы продуктивные (они помечены цветными кружочками). Ребятам приходится использовать аналогии, рассуждать, то есть действовать так, как это делает команда «Что? Где? Когда?» А теперь сообразите, как команда «Что? Где? Когда?» станут писать ЕГЭ или любую другую контрольную: щёлкать орешки.
Как выполнять такие продуктивные задания описано в предисловии к учебнику: «Порядок выполнения продуктивного задания 1. Осмыслите цель задания (объясните своими словами). 2. Найдите информацию, нужную для выполнения задания. 3. Преобразуйте информацию в своё решение: вывод, причину, позицию и т.д. 4. Запишите решение или составьте мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что…; потому что; во-первых…; во-вторых… и т.д.». 5. Дайте полный ответ (если необходимо).»
3) Теперь ответ на вопрос, почему всё, что изучали ранее в основной школе, стали изучать в начальной.
Особенность нашего курса «Окружающий мир» - его ориентация на современного школьника, который смотрит телевизор, а не гуляет во дворе (к сожалению, естественно). У него нет жизненного опыта, как когда-то был у нас, его опыт виртуальный, чужой. Ему нужно понять смысл сложных слов, которые он слышит с экрана (энергия и т.п.).
Отсюда первая особенность – включение понятий, которые вы называете сложными. Мы не хотим, чтобы дети их поняли окончательно (рано), но нам кажется, что лучше узнать хоть немного, потому что неудовлетворённое любопытство – остановка в развитии. Поэтому мы объясняем энергию (по-детски) как то, что нужно добавить механизму и организму, чтобы задвигался, заработал.
Вторая особенность – мы считаем, что нужно сразу же не только знакомить с каким-либо явлением, но и объяснять его. Вот почему мы не пытаемся, чтобы дети запомнили, что на экваторе жарко, а на полюсе холодно, а прочувствовали это. Для этого мы вешаем полотенце на стуле на одинаковом расстоянии от батареи, но под разными углами. Высыхает полотенце, на которое падают лучи солнца прямо. Значит вот в чем дело. (Обращаю Ваше внимание на любопытный факт: зимой расстояние между Землей и Солнцем меньше, чем летом. Но угол другой и это главное). В результате дети ПОНИМАЮТ, а не знают.
С уважением, автор учебника Вахрушев Александр Александрович
Жалобы родителей на программу, Недостатки, ляпы, несуразности, дурость...
Уважаемая Инна Владимировна!
Спасибо за внимание к нашему учебнику, который к сожалению Вас не устраивает. Постараюсь объяснить свой замысел.
В учебнике Окружающего мира мы стремились не столько изложить в готовом виде все ответы на возникающие у младшеклассника вопросы, сколько научить думать и рассуждать. Для этого мы написали тексты, в которых изложили самое главное. Да и то по мнению многих учителей там слишком много материала. Кроме текстов сформулированы вопросы, последовательно отвечая на которые в классе в диалоге вместе с учителем ребенок получит с одной стороны новый неизвестный ему результат (новое знание), а с другой научится размышлять. На наш взгляд не существует другого способа воспитать рассуждающего человека, кроме как решать задачи, на которые нет ответа в учебнике. Мы в миниатюре в этом случае делаем также как создают команды "Что? Где? Когда?" Ведь в реальной жизни человек НИКОГДА не встречается с ситуацией, описанной в тексте, всегда она оригинальна и неожиданна.
Автор учебника Вахрушев Александр Александрович
Страницы: 1